БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «ЦУМ-ДЕТЯМ»

8 (495) 933 73 00, пн-пт с 09:00 до 18:00    fond@tsum.ru

Монтессори-педагогика

 

Принятая к реализации в 2013 году в качестве коррекционно-педагогической системы обучения и воспитания детей-сирот, программа применения Монтессори-педагогики в Центрах содействия семейному воспитанию (бывшие Дома ребенка) «Петровский парк», «Маяк», «Полярная звезда» и «Вера. Надежда. Любовь» была разработана Монтессори Академией (Германия, Ульм) и согласована с Департаментом здравоохранения города Москвы, а с 2014 года, в связи с изменением ведомственного подчинения учреждений, и с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.

Для успешного внедрения данной программы при поддержке ЦУМа были:

  • заключены соглашения о сотрудничестве с 5 учреждениями, направленные на обеспечение реализации Монтессори-педагогики, и осуществлено командирование их руководителей в Германию для ознакомления с опытом работы детских садов, применяющих данную технологию;
  • организовано обучение 20 отобранных сотрудников учреждений – с прохождением ими 12 образовательных модулей в Москве и 2 стажировок на Монтессори-площадках в Германии – с участием в их подготовке зарубежных специалистов; 
  • осуществлено оснащение учреждений классическим Монтессори-оборудованием: игровыми материалами и пособиями. В группах создана предметная развивающая среда. В настоящее время в 11 учреждениях функционируют 13 Монтессори-групп и 7 Монтессори-классов, в которых занимаются свыше 200 детей;
  • с самого начала реализации программы организовано экспертное сопровождение немецкими специалистами сотрудников учреждений, прошедших подготовку по Монтессори-педагогике, для отработки умения и навыков применения ими данной технологии при работе с детьми;
  • с 2014 года осуществляется подготовка ассистентов Монтессори-педагогов с формированием у них практических навыков реализации технологии в условиях учреждений (при участии Московского государственного психолого-педагогического университета). На данный момент обучен 61 ассистент;
  • в 2015 году заключены соглашения о сотрудничестве с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы и 6 подведомственными ему Центрами содействия семейному воспитанию, которые, в дополнение к 5 ранее заявленным учреждениям, также приняли участие в реализации Монтессори-педагогики. В настоящее время данная программа внедряется в 11 учреждениях.

Об успешной реализации программы применения Монтессори-педагогики в учреждениях свидетельствуют следующие результаты:

  • возросший профессионализм и высокая квалификация прошедших обучение Монтессори-педагогов;
  • формирование методов командного взаимодействия специалистов в работе с детьми, применение комплексного, междисциплинарного подхода;
  • изменение взгляда специалистов на развитие ребенка и отношения к нему;
  • повышение качества жизни воспитанников учреждений, создание комфортной и доброжелательной среды;
  • максимальная реализация потенциала каждого ребенка, инициативное отношение к жизни, раннее гармоничное развитие органов чувств, моторики, речи, внимания, воображения, памяти, тяги к знаниям, творческого и логического мышления, навыков общения и повседневной жизни, большая интеграция и социализация;
  • создание более благоприятных условий для устройства детей-сирот в замещающие семьи: в ходе реализации программы «Монтессори-педагогика» количество детей, нашедших свою семью, увеличилось на 45%.

Монтессори-педагогика является целостной образовательной системой, эффективность которой подтверждена многолетним опытом успешной практиче­ской работы с детьми во всем мире. Данная система была создана выдающимся итальянским педагогом, врачом и общественным деятелем Марией Монтессори. Отличительной чертой учения является истинный гуманизм всей восстановительной и образовательной системы. Ее основная идея состоит в том, чтобы ребенок мог наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал во время свободной самостоятельной работы в специально созданной предметно-пространственной среде. Работая по системе Монтессори, дети получают все необходимые предпосылки для продуктивного развития своих умственных способностей. Монтессори-педагогика в целом позволяет ребенку развиваться гармонично во всех направлениях, что происходит под руководством специально подготовлен­ных учителей.

Другой отличительной особенностью педагогической системы Монтессори является возможность максимально индивидуально организовать учеб­но-воспитательную деятельность в различных детских учреждениях с учетом того, что каждый ребенок имеет право на исключительную, нуж­ную только ему независимость, свой темп и ритм выполнения различных дидактических заданий и свои способы овладения знаниями.

Очень важным условием работы по системе Монтессори является специально подготовленная среда, которая позволяет каждому ребенку развиваться и обучаться в своем индивидуальном темпе. Предоставить в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ними нужно обращаться, – первостепенная задача Монтессори-педагога. Для ее достижения Мария Монтессори разработала автодидактический материал – самообучающие пособия, с которыми ребенок может работать самостоятельно под руководством педагога. Они включают в себя:

  • упражнения практической жизни;
  • сенсорный материал;
  • материал для развития речи;
  • математический материал;
  • материал для космического воспитания.

Формат работы педагога с детьми заключается преимущественно в индивидуальном взаимодействии с ребенком или в работе в небольших группах, в то время как остальные дети занимаются самостоятельно. Основываясь на данных наблюдений и учитывая общие требования к уровню развития детей соответствующего возраста, педагог и строит свою дальнейшую работу.

Монтессори-педагогика позволяет обеспечить профессионализм и высокую квалификацию персонала при работе с детьми, создать комфортную и доброжелательную для детей среду, максимально реализовать потенциал каждого ребенка, создать благоприятные условия для его жизнеустройства в приемную семью или усыновления.

© 2010-2018. Благотворительный фонд «ЦУМ-Детям»

  
  

Подписка на страницу Фонда