Принятая к реализации в 2012 году в качестве службы ранней психолого-педагогической помощи детям с особыми потребностями развития, программа применения Лекотеки в Центрах содействия семейному воспитанию (бывшие Дома ребенка) «Юнона», «Полярная звезда», «Маяк» и «Вера. Надежда. Любовь» была разработана Центром психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» и согласована с Департаментом здравоохранения города Москвы, а с 2014 года, в связи с изменением ведомственного подчинения учреждений, и с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
Для успешного внедрения данной программы при поддержке ЦУМа были:
Текущими результатами деятельности по внедрению Лекотеки, свидетельствующими о повышении качества жизни воспитанников учреждений и их социализации, являются:
Эффективному применению технологии при работе с детьми способствует сопровождение специалистов в учреждениях сотрудниками Центра психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека», проведение в учреждениях обучающих семинаров и мастер-классов.
Лекотека – служба ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Реализуется в детских учреждениях с целью создания благоприятных условий для развития личности ребенка за счет повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей, расширения возможности их обучения и социализации на основе использования игровых и терапевтических технологий.
Основной задачей Лекотеки является проведение клинико-психолого-педагогического обследования детей, подбор адекватных средств общения с ребенком и оптимальных способов его обучения, проведение индивидуальных развивающих и психолого-коррекционных занятий с детьми, формирование предпосылок для успешного устройства ребенка в семью.
Программа «Лекотека» реализуется в помещениях с пространственно разграниченными и специально подготовленными зонами: социально-бытовой ориентировки, когнитивного развития, сенсорной и двигательной зон. Игровые методы работы с детьми в Лекотеке являются ведущими, а виды совместной деятельности специалиста и ребенка многообразными. Они проходят в форме планируемых специалистами игровых сеансов, направленных на решение основных задач индивидуально-ориентированной программы развития, и построены на глубоком психологическом понимании природы растущего ребенка. Основные знания, умения и навыки формируются здесь у детей с учетом интересов и особенностей развития конкретного ребенка, его эмоционально-личностных характеристик.
Акцентируя внимание на игровых и технических средствах, важных для развития ребенка в условиях специализированных детских учреждений, Лекотека рассматривается, в том числе, и как служба психологического сопровождения и специальной помощи замещающим семьям, принявшим на воспитание ребенка с выраженными нарушениями и проблемами развития.