Принятая к реализации в 2013 году в качестве коррекционно-педагогической системы обучения и воспитания детей-сирот, программа применения Монтессори-педагогики в Центрах содействия семейному воспитанию (бывшие Дома ребенка) «Петровский парк», «Маяк», «Полярная звезда» и «Вера. Надежда. Любовь» была разработана Монтессори Академией (Германия, Ульм) и согласована с Департаментом здравоохранения города Москвы, а с 2014 года, в связи с изменением ведомственного подчинения учреждений, и с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
Для успешного внедрения данной программы при поддержке ЦУМа были:
Об успешной реализации программы применения Монтессори-педагогики в учреждениях свидетельствуют следующие результаты:
Монтессори-педагогика является целостной образовательной системой, эффективность которой подтверждена многолетним опытом успешной практической работы с детьми во всем мире. Данная система была создана выдающимся итальянским педагогом, врачом и общественным деятелем Марией Монтессори. Отличительной чертой учения является истинный гуманизм всей восстановительной и образовательной системы. Ее основная идея состоит в том, чтобы ребенок мог наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал во время свободной самостоятельной работы в специально созданной предметно-пространственной среде. Работая по системе Монтессори, дети получают все необходимые предпосылки для продуктивного развития своих умственных способностей. Монтессори-педагогика в целом позволяет ребенку развиваться гармонично во всех направлениях, что происходит под руководством специально подготовленных учителей.
Другой отличительной особенностью педагогической системы Монтессори является возможность максимально индивидуально организовать учебно-воспитательную деятельность в различных детских учреждениях с учетом того, что каждый ребенок имеет право на исключительную, нужную только ему независимость, свой темп и ритм выполнения различных дидактических заданий и свои способы овладения знаниями.
Очень важным условием работы по системе Монтессори является специально подготовленная среда, которая позволяет каждому ребенку развиваться и обучаться в своем индивидуальном темпе. Предоставить в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ними нужно обращаться, – первостепенная задача Монтессори-педагога. Для ее достижения Мария Монтессори разработала автодидактический материал – самообучающие пособия, с которыми ребенок может работать самостоятельно под руководством педагога. Они включают в себя:
Формат работы педагога с детьми заключается преимущественно в индивидуальном взаимодействии с ребенком или в работе в небольших группах, в то время как остальные дети занимаются самостоятельно. Основываясь на данных наблюдений и учитывая общие требования к уровню развития детей соответствующего возраста, педагог и строит свою дальнейшую работу.
Монтессори-педагогика позволяет обеспечить профессионализм и высокую квалификацию персонала при работе с детьми, создать комфортную и доброжелательную для детей среду, максимально реализовать потенциал каждого ребенка, создать благоприятные условия для его жизнеустройства в приемную семью или усыновления.