БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «ЦУМ-ДЕТЯМ»

8 (495) 933 73 00, пн-пт с 09:00 до 18:00    fond@tsum.ru

Монтессори-терапия

Принятая к реализации в 2014 году в качестве метода медицинской и психолого-педагогической абилитации и интеграции детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, программа применения Монтессори-терапии в Центрах содействия семейному воспитанию (бывшие Дома ребенка) «Петровский парк», «Маяк», «Полярная звезда», «Вера. Надежда. Любовь» и «Центральный» была разработана Монтессори-терапевтом Лоре Андерлик (Германия, Мюнхен) и согласована с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.

Для успешного внедрения данной программы при поддержке ЦУМа были:

  • организовано обучение 13 отобранных сотрудников учреждений, получивших профессиональное образование по Монтессори-педагогике с участием в их подготовке зарубежных специалистов, с прохождением ими 12 образовательных модулей в Москве и 2 стажировок на Монтессори-площадках в Германии; 
  • организованы дополнительные курсы изучения медицинских аспектов развития детей в раннем возрасте для сотрудников учреждений, проходящих повышение квалификации по Монтессори-терапии (при участии Московского государственного психолого-педагогического университета);
  • внедрены в практику работы с детьми индивидуально-адаптированные материалы, созданные обучающимися специалистами для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В апреле 2017 года были подведены итоги подготовки сотрудников Центров содействия семейному воспитанию (далее – ЦССВ) по абилитационной Монтессори-терапии (по методу Лоре Андрелик): 8 специалистов успешно выдержали трудные экзамены и получили диплом об окончании курса.

В сентябре 2017 года по согласованию с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы при участии немецких специалистов в ЦССВ «Петровский парк», «Центральный» и «Юнона» – как площадок для обучения сотрудников по взаимодействию с Монтессори-терапевтами и формированию командной работы – была продолжена работа по углубленному внедрению Монтессори-технологии – реализации обучающей программы «Коррекция нейропсихологических симптомов и нарушенных функций посредством Монтессори-абилитационной терапии».

Целью программы является улучшение условий жизни воспитанников учреждений за счет повышения качества их психолого-педагогического сопровождения, расширение возможностей обучения и социализации детей, повышение квалификации медицинского и педагогического персонала. Данный этап программы включает в себя экспертное сопровождение немецкими специалистами сотрудников учреждений, прошедших подготовку по Монтессори-терапии, повышение квалификации персонала учреждений с последующим обучением отобранных сотрудников, углублением их представления о специфике применяемой технологии, ее методе и предназначении.

Принятый к исполнению проект – уникальная возможность для Монтессори-терапевтов обогатить свои профессиональные знания в области абилитационной терапии, обрести устойчивые навыки практического применения ее метод в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, сформировать командную работу с педагогическими и медицинскими сотрудниками для совместной деятельности на благо ребенка.

Основное назначение курса – быть средством интеграции и мобилизации коллектива учреждения на достижение целей его развития по устройству детей в семьи.

В феврале 2018 года с учетом реальных потребностей ЦССВ «Петровский парк», «Центральный» и «Юнона», по просьбе руководителей учреждений, немецкими специалистами была скорректирована программа реализации Монтессори-технологии, в соответствии с которой с апреля с.г. организована двухгодичная подготовка 15 Монтессори-терапевтов и 12 ассистентов Монтессори-терапевтов. Программой предусмотрено также повышение квалификации 5 специалистов учреждений, ранее прошедших обучение по абилитационной Монтесори-терапии и получивших диплом об успешном окончании курса, с последующей их аттестацией на Монтессори-тренеров. Программа подготовки указанных специалистов по абилитационной Монтессори-терапии рассчитана на два года обучения.

8 июня 2019 года – очередная веха на пути внедрения Монтессори-технологии в практику работы с детьми в учреждениях, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы. В этот день была успешно завершена организованная Фондом в 2017 году двухгодичная программа подготовки специалистов по Монтессори-терапии для Центров содействия семейному воспитанию «Петровский парк», «Центральный» и «Юнона».

Данная программа – вторая, реализуемая в рамках образовательного, практико-ориентированного проекта «Повышение квалификации сотрудников организаций для детей-сирот Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по Монтессори-абилитационной терапии (по методу Лоре Андерлик)».

Ее неизменные исполнители - руководитель курса подготовки специалистов, Монтессори-тренер Международной Монтессори ассоциации Лоре Андерлик и Монтессори-терапевт Дагмар Мартин. В обучении приняли участие 31 сотрудник учреждений – педагоги, логопеды, врачи и административные работники.

Особенностью данного курса повышения квалификации явилось одновременное обучение трех разноуровневых групп специалистов с различными базовыми моделями компетенции, а также обучение групповых сотрудников Монтессори-абилитационной терапии непосредственно на своих рабочих местах Монтессори-терапевтами, прошедшими аналогичную подготовку в 2014-2017 гг., что способствовало освоению обучающимися сотрудниками данной технологии и обретению сертифицированными Монтессори-терапевтами навыков тренерской работы.

По итогам аттестации и проведения выпускных экзаменов 5 сотрудникам учреждений была присвоена квалификация «Монтессори-тренер», 13 – «Монтессори-терапевт» и 11 – «ассистент Монтессори-терапевта» с правом ведения в соответствии с присвоенной квалификацией терапевтической работы в учреждениях социальной сферы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 0-6 лет.

Прошедшие подготовку специалисты Центров содействия семейному воспитанию «Петровский парк», «Центральный» и «Юнона» успешно применяют полученные знания и практические навыки в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, демонстрируя эффективность использования Монтессори-терапии в учреждениях социальной сферы Москвы.

Впечатления о поездке в Германию

Осень – традиционная пора для начала учебы, получения новых знаний, нового опыта. В Благотворительном фонде «ЦУМ-Детям» учебный год начался с организации полезной и интересной поездки в Германию для знакомства с зарубежным опытом инклюзивного образования в Монтессори-школах и детских садах.

В первый день ознакомительной поездки по Германии группа сотрудников Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и руководителей подведомственных детских учреждений посетила дом и Монтессори студию госпожи Лоре Андрелик в Пуххайме. Встреча с Лорой – это прежде всего прикосновение к истокам Марии Монтессори, это – теплые воспоминания об учениках и работе в Центре развития Мюнхена, это – краткий экскурс в Монтессори-терапию и слова благодарности Учителя сотрудникам, помогающим детям стать самостоятельными.

На следующий день группа отправилась в Монтессори-школы в городах Новый Ульм и Вайсенхорн. В этих школах, как и в других, почти в каждом Монтессори-классе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, к которым «прикреплен» тьютор, сопровождающий ребенка в процессе обучения. Все дети совершенно адаптированы в детском коллективе, приходят в школу, конечно же, будучи подготовленными Монтессори-терапевтом. Организатор поездки с немецкой стороны Монтессори-терапевт Дагмар Мартин подробно познакомила нас с работой в Монтессори-студии.

Во вторник состоялось удивительное посещение Монтессори-школы в городе Вертингин. Восхищало все, что окружает: радостные лица детей, необычная архитектура здания, перестроенной бывшей мебельной фабрики, креативное оформление классов и рекриаций, рациональное использование естественного ландшафта прилегающей территории. А самое впечатляющее – это проект «Дети Земли». Школьниками организовано самостоятельное сообщество, увлеченное восстановлением старого дома: от самостоятельной кладки мозаичного пола и стен до работ в мастерской, на кухне и огороде. Через непосредственный труд дети изучают физику, биологию, химию, применяют свои знания школьных предметов, осваивают профессии. Затем группа отправилась в лес, где расположен детский сад. Это место – воссоединение с природой, познания окружающего мира в естественной среде. Дети находятся в окружении деревьев, под ногами у них все, что нужно для игры и развития: сосновые иголки, шишки, желуди и т.д.

В последний день поездки состоялось посещение инклюзивного детского сада в городе Аугсбург. Еще одно интересное решение создания развивающей среды в детском учреждении. Каждое помещение оборудовано в соответствии с определенным видом детской деятельности. Ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься: рисовать, конструировать, работать с Монтессори-материалом, или играть в сюжетные игры.

Использование положительного опыта в школах Германии позволит повысить эффективность деятельности Благотворительного фонда «ЦУМ-Детям» в области инклюзивного образования.

Старший воспитатель ЦССВ «Центральный»,

координатор благотворительных программ

Фонда «ЦУМ-Детям» И.Ю. Береза

Последние годы отмечены существенным ростом в Центрах содействия семейному воспитанию контингента детей-инвалидов. До недавнего времени данная категория воспитанников учреждений находилась в отделениях «Милосердия», где в большей степени осуществлялся медицинский уход за детьми, чем оказывалась квалифицированная психолого-педагогическая помощь. Для изменения сложившегося положения в учреждениях и была начата работа по реализации программы «Монтессори-терапия».

В процессе реализации проекта прошедшие подготовку сотрудники учреждений демонстрируют успешное применение Монтессори-терапии при работе с детьми в развивающей среде с формированием у них правильного поведения, созданием эмоционального благополучия, развитием самопознания, самостоятельности и познавательного интереса, способствующих дальнейшему семейному жизнеустройству детей.

За 2015-2017 годы на разные формы семейного устройства были переданы: 24 ребенка из воспитательной группы Монтессори-терапевта Е. Прасоловой ЦССВ «Маяк»; 33 ребенка из воспитательных групп Н. Великодней и И. Березы ЦССВ «Центральный» и 30 детей из воспитательных групп Е. Мусиенко и Е. Симоновой ЦССВ «Петровский парк».

Немецкими специалистами, сопровождающими проект, отмечаются также высокие результаты в работе Монтессори-терапевтов с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе со сложной структурой дефекта. Благодаря применению метода абилитационной терапии, эти дети обретают навыки практической жизни: самостоятельно накрывают на стол, едят, используя столовые приборы, убирают за собой посуду, четко выполняют правила совместного проживания в группе, осваивают азы счета, чтения и письма – того, чего так недоставало им в совсем еще недавней жизни, что сделает их более подготовленными и адаптированными к будущей.

Монтессори-терапия – самостоятельное направление терапии, интегрирующее достижения нейрофизиологии, педиатрии, реабилитации и абилитации развития, психологии и педагогики. Она ориентирована на потребности детей с выраженными ограниченными возможностями здоровья и применяется в тех случаях, когда у ребенка отмечаются низкие показатели «возраста развития». Монтессори-терапия осуществляется в форме индивидуальной работы с детьми или в форме работы в малых группах. При этом принцип свободы выбора занятий ребенком ограничен, хотя и возможен. Возрастает роль терапевта в создании условий, оптимизирующих развитие ребенка. На плечи Монтессори-терапевта ложится такая важная задача как разработка и апробация специально подготовленного адаптированного материала для каждого ребенка с его индивидуальными особенностями в развитии.

Образование Монтессори-терапевта предполагает изучение не только общих и частных вопросов педагогики, лечебной педагогики и терапии развития, но и, в равных соотношениях, современных вопросов педиатрии и психологии, социологии и права. Кроме возможностей интеграционного использования методов смежных дисциплин в работе Монтессори-терапевта это помогает и в интегративной работе команды специалистов, так как Монтессори-терапевтическое воздействие оказывается особенно эффективным, если оно органично встроено в систему работы с ребенком.

Монтессори-терапия направлена на оптимизацию психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья и на гармонизацию развития их личности. Именно благодаря этой отличительной особенности, основополагающей заслугой реализации программы «Монтессори-терапия» в Центрах содействия семейному воспитанию, где основную часть контингента воспитанников составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, является возрастание возможности семейного жизнеустройства детей.

© 2010-2024. Благотворительный фонд «ЦУМ-Детям»

Подписка на страницу Фонда